Часы показывали 3 часа ночи. После взлета из бейрутского аэропорта самолет заложил вираж и во всех иллюминаторах правого борта показались огни ночного города.
Мы прилетали в Бейрут такой же темной ночью 10 дней назад. Тогда мы вглядывались в эти огни с интересом: «Что день грядущий нам готовит?» Сейчас я смотрел в иллюминатор с грустью. Во-вторых - потому, что не хотелось возвращаться из «+18» в промозглую Москву. А во-первых – потому, что этот город я успел полюбить, разлюбить и полюбить вновь. Боюсь, что навсегда.
А в иллюминаторах горели золотые огни столицы маленькой страны…
Вопрос «Куда лететь этой осенью?» был решен вчернове еще весной, и в закладке Эксплорера на рабочем компьютере появилась папка СИЛ, что расшифровывалось как Сирия – Иордания - Ливан. Все 3 страны были необъятны по причине нехватки времени (10 дней на все про все), поэтому выбор был из 2 вариантов: Сирия + Иордания или Сирия + Ливан. Попытка покупки билетов в Дамаск по осенней акции «Аэрофлота» не увенчалась успехом: билеты были раскуплены едва ли не в первый же день акции. Что ж, тогда мы действуем по варианту №2 - летим в Бейрут. Единственное, что огорчило, так это то, что декларируемые 149$ за билет превратились в 270$ - сборы и комиссии увеличили стоимость билета едва ли не вдвое.
Русскоязычные путеводители по Сирии и по Ливану объединяет 2 момент: 1. Оба написаны Осиповым и Медведко; 2. Оба практически невозможно купить в России. В связи с этим по Интернету был заказан англоязычный путеводитель LP Syria & Lebanon. В наличии был еще и LP путеводитель Middle East, но он настолько разочаровывающе неинформативен, что при поездке даже не попал в походный рюкзак.
Кроме того, из недр всемирной путины были выбраны все рускоязычные рассказы путешественников, побывавших в Сирии или в Ливане, причем людей, совместивших за одну поездку 2 страны почему-то (почти) не оказалось. Яркой звездой горел в этом собрании сочинений рассказ Валеры Мармыша http://www.awd.ru/livan.htm – несомненно, лучший рассказ о Ливане в сети. Причем Ливан в 2005 году начал становиться популярным: несколько рассказов появились в сети менее чем за месяц до нашей поездки (чего, кстати, нельзя сказать о Сирии – по крайней мере, с точки зрения количества рассказов о стране).
Поначалу несколько напрягала небольшая неясность с визами: если про Ливан было почти ясно (виза по прилету, вроде туристическая бесплатна, а вроде 17$, причем последнее более вероятно), то Сирия (по слухам) еще весной объявила, что прекращает выдачу виз на границе и их следует получать только в посольстве в Москве. Опыт путешественников говорил об обратном, времени ехать в Москву за визами все равно не было, поэтому было принято решение действовать как всегда – наглостью. В итоге при получении сирийских виз даже наглость не потребовалась.
Маршрут был спланирован так:
· после прилета в Бейрут, на такси едем в отель. Этот отель бронировался на 1 ночь без какой бы то ни было предоплаты и одновременно служил подтверждением туристических целей нашего пребывания в Ливане. Так как в отеле предполагалось провести только остаток 1 ночи, отель брался самый простой и дешевый. Им в итоге оказался (по совету Julis) «Regis», где за 22$ мы должны были провести 1 ночь (стоимость без завтрака). Такси из аэропорта отель предложил за 12$ - весьма гуманная цена.
· На 3 дня в Ливане арендовался автомобиль. В «Eurocar» был заказан авто класса А по цене 20$ в день – в связи с низким сезоном скидки были весьма существенны. Автомобиль этой компании можно было бы забрать и в аэропорту, но кто же сядет за руль после шереметьевского дьюти-фри и 4 часов перелета…
· В 1 день в Ливане планировалось посетить долину Бекаа, во 2 – юг страны, в 3 – север и, вернув авто в Триполи, двинуться в Сирию. Переход на севере Ливана был выбран еще и по причине непонятки с сирийскими визами: в этом месте достаточно недалеко друг от друга расположены 3 погранперехода, и в случае неудачи на одном из них можно было предпринять попытку на соседнем (иногда в Сирии это, говорят, помогает).
· Сирия: Тартус, Латакия, Алеппо, Хама, Дамаск – везде по 1 дню, кроме того в середине поездки 1 день нужен был на «просто полежать». Если бы в Тартусе удалось добыть машину с возможностью возврата ее в Дамаске обязательно заехали бы в Пальмиру, но такой вариант был очень маловероятен: аренда авто в Сирии совсем не развита (об этом было прочитано, так и оказалось на самом деле). На всякий случай с собой был взят GPS приемник к ноутбуку (ноутбук все рано надо было тащить с собой – рабочие проблемы). Из Инета (не без труда) были вытащены карты Сирии (спасибо Михалычу@307 и Sergeev_AudiA6 с www.auto.ru ), которые в итоге не пригодились. Кстати ливанские прокатные авто в Сирию не выпускают – это отмечали все ливанские прокатные конторы (а писем мы написали друг другу немало).
· Возвращение планировалось из Дамаска в Бейрут на автобусе или такси – здесь проблем не предусматривалось.
· План мог быть скорректирован в любой момент в любую сторону – гостиниц по маршруту заказано (как обычно) не было, наши руки были развязаны.
Вот что получилось в итоге.