Вот и позади 2 последних дня нервотрепки перед вылетом (как обычно – работа такая), и в шереметьевском дьютике закупается традиционная бутылка «Бифитера» в дорогу. Московская погода не преподнесла никаких сюрпризов и в 22.00 самолет поднялся в воздух.
До окончания нулевого дня путешествия почти ничего интересного не произошло: бутылка джина успела опустеть наполовину да мы успели пообщаться с ребятами с форума самостоятельных путешественников www.awd.ru/bb . Программа у них была несколько иная, чем у нас (у них - только Ливан:3 дня), останавливались они в Джунии (а мы в Бейруте), по стране они собирались перемещаться иначе… В общем поездить по стране совместно не получилось.
До посадки успели поспать чуть больше часа – и вот уже стюардесса объявляет, что температура воздуха в Бейруте +17. Час ночи местного, но за окном сверкает множество огней, правда только по левому борту.
2 часа ночи московского (1 час ночи местного) – мы уже на паспортном контроле. Еще в самолете мы заполнили выданные стюардессой карточки для получения визы. В качестве места пребывания нами был указан отель «Regis», но, оказывается, надо было указывать его адрес и телефон. Переписка с отелем была распечатана, но оказалась убрана в рюкзак, который, конечно, сдали в багаж. Что ж, достаю ноутбук и демонстрирую пограничнику сохраненную переписку с отелем на экране. «ОК» - говорит погранец и пока я закрываю ноутбук лепит в наши паспорта туристические визы сроком на месяц. А говорили, что за визы надо будет платить 17$…
Во время переписки с отелем я попросил подогнать такси в аэропорт в 2 часа ночи местного времени. Однако погранично-таможенные формальности и получение багажа заняли совсем немного времени – уже в 1.15 мы вышли в вестибюль бейрутского аэропорта. Нашего такси еще нет – пьем кофе в местном кафе. Кофе стоит 3$ (кстати, карточку берут без проблем) – значит, в городе должен стоить доллар (ибо содрать с авиапутешественника побольше денег в аэропорту - святая заповедь не только отечественных бизнесменов). В 1.50 в зале появляется мужик с табличкой «DMITRY» в руках. Это за нами.
До
отеля едем минут 20. Вместо оговоренных 12$
даю водителю 10€ - тот вполне удовлетворен.
Мужик на ресепшен вообще не просит никаких
денег – «Tomorrow»
(«Завтра»). Бросаем рюкзак в номере, выходим
на балкон. В 300 метрах слева шумит море. Нет,
в такую ночь невозможно не пойти гулять.
Желающих
погулять по набережной в половину третьего
ночи немного. Странно, но запаха моря почти
не ощущается – только шум прибоя. В 300
метрах от гостиницы замечаю эмблему «Eurocar»
- наутро выяснилось, что получать авто нам
надо именно в этом офисе.
Может
быть, на улице не очень тепло – но мысль о
температуре воздуха в Питере в это время
года и в это время суток согревает. Рассказы
о какой-то особой ауре Бейрута – не пустые
слова: на нас она уже начала действовать.
Что-то, чего нельзя объяснить словами:
усеянный огнями сверху донизу высокий мыс,
пальмы, работающий в ночи маяк,
нагромождение камней на берегу, яркая (но не
кричащая) подсветка зданий, легкий ветерок
с моря…
Все-таки
надо идти спать.
Завтрак
за 3$ на человека заказываем в отеле –
уверенности в том, что в 9 утра где-то
поблизости найдется еда, нет.
Идем за автомобилем. Офис, как я уже
говорил, оказывается в 300 метрах от отеля
(я знал, что он должен быть где-то
недалеко, но что бы настолько…). 300$ залога
кэшем, 60$ предоплаты за 3 дня
(мелочь отдавать не хочется, отдаю 400$) –
и мы становимся обладателями ключей от
белого Дэу Гетца с голубыми номерами (голубые
номера ставятся в Ливане на прокатные авто).
С
получением авто была маленькая тонкость –
у меня на руках не было российских прав:
изъяли злые новгордские гайцы месяц назад.
МВУ, полученные этим летом, спасли ситуацию
– вопросов по правам не возникло.
Выезжаю
на оживленную набережную. Оживленной она
смотрится относительно вчерашней ночи, но
никак не относительно набережных
российских столиц. Движение – в арабском
стиле: сложно объяснить, что это такое, но, в
2 словах, это когда главное не правила, а
умение договариваться.
Возвращаемся
в отель. Нет, мы никуда не уезжаем – мы
вернемся сюда вечером и проведем здесь еще
одну ночь. Предлагаю портье расплатиться и
слышу в ответ «Tomorrow» («Завтра»). За сегодняшние завтраки мы,
кстати, тоже не заплатили. Ну завтра – так
завтра. А сегодня мы поехали в Баальбек.
Снова
выезжаем на набережную, доезжаем до маяка (который
видели ночью) – здесь набережная
поворачивает налево. Еще примерно километр
(чуть больше) – останавливаемся, что бы
посмотреть на один из символов Бейрута:
Голубиные скалы. Очень кстати рядом
оказывается банк – я наконец-то получаю на
руки небольшое количество местной валюты.
Курс, как и ожидалось, 1$=1500 ЛЛ (ЛЛ – это что-то
типа ливанские ливры, но к сути
повествования это не имеет ни малейшего
отношения). Валюту аборигенов достаточно
легко (с небольшой погрешностью) приводить
к родному российскому рублю: нужно делить
цифры на ценниках на 50.
Примерно
час пытаемся выбраться из города: карта,
данная нам в ренткарной конторе, оказалась
полным… Короче, даже выезд в сторону долины
Бекаа мы нашли не благодаря ей, а вопреки -
следуя дорожным указателям (коих на
латинице очень немного – в основном на
арабском).
Для
успокоения нервов минут через 40 после
начала движения приняли второй завтрак –
кстати, очень помогло. 3 бутылки айрана с
какими-то булочками обошлись в 4000 ЛЛ.
Наконец
выезжаем из города. Дорога идет постоянно в
гору, мы держим направление на Chtoura.
Останавливаемся, что бы купить воды, тут же
в лавке покупаем фрукты (бутылка воды –
полдоллара, килограмм винограда – чуть
дешевле). Когда мы въехали в Chtoura мы так и не поняли, но увидев слово Zahle
на указателе повернули туда. Далее до
самого Баальбека сбиться с дороги сложно (хотя
нам это 1 раз удалось).
Самое сложное в Ливане – это
определить, где закончился один населенный
пункт и начался другой. Когда мы въехали в
Баальбек – мы так и не поняли. Увидели
коричневый указатель справа сразу за
бензоколонкой (коричневые указатели – это
указатели на достопримечательности, на
этом было написано что-то типа «Roman Tomb»),
повернули по нему, поднявшись немного в
горку – и, обернувшись, увидели колонны
храма Юпитера, которые видели на
фотографиях.
Вообще
– это какое-то странное чувство. Когда мы
собрались ехать в Ливан и Сирию и я надергал
в сети рассказов про эти страны – я, первым
делом, дал прочитать их жене. Она честно
начала читать их (начав, естественно, с
рассказов про Ливан), но на пятом заявила: «Я
не хочу больше читать. Я хочу уже туда ехать».
И вот мы здесь и видим все это своими
глазами. Картинки оживают. И, наконец-то,
можно понять, какие из цветов на картинках
были настоящими, а какие выдавали желаемое
за действительное.
До
площадки со стоянкой для автомобилей около
храмов нам пришлось проехать еще метров 500.
От торговцев сувенирами на площади перед
входом в храмовый комплекс мы отбились
легко: то ли они были вялыми, то ли у нас
начал появляться опыт. Купив билеты (12000 ЛЛ
на человека – 8$), мы прошли через турникет
на территорию храмового комплекса вслед за
группой немцев. «Guide?» -
поинтересовался билетер. «No!» - жена у
меня совсем слаба в английском, да и я сам
пока не успел попрактиковаться не очень-то
воспринимаю его (особенно на слух). «Where you from?» - не унимается ливанец. «Руссия» -
ответил я, потому что отвечать в арабских
странах надо так, ибо «Раша» в большинстве
из них – это просто особь женского пола
русской (а также украинской, белорусской,
молдавской и т.п.) национальности.
Тут
же к нам был заслан гонец, язык которого
поразительно напоминал русский, но,
несомненно, таковым не являлся. Однако
слова «Экскурсия» и «17 Долларов» из его
речи выделить было достаточно легко. Мужик,
естественно, был послан. Однако более
подкованная теоретически супруга сказала,
что «вообщем-то, все рекомендуют». Первый
день отпуска, солнышко, птички поют – кто ж
будет спорить с женщиной ради каких-то
жалких 17$? «Эй, мужик, иди сюда!»
Начало
экскурсии было вялым. Я понимал далеко не
все слова. Но с каждым словом речь нашего
экскурсовода делалась все понятнее. Как он
сам признался – он редко разговаривает на
русском. Изучал язык учась в институте в
Питере 30 лет назад. Мы пообщались на общие
темы – и (очень интересно было наблюдать)
произношение и дикция у нашего
экскурсовода менялись на глазах (в лучшую
сторону).
Мы
шлялись по комплексу больше полутора часов.
Наш экскурсовод рассказывал довольно
интересно, хотя историческая правда в его
рассказе, как мне показалось, была
разбавлена историческими байками. В целом
экскурсия, пожалуй, стоила своих денег. В
конце, правда, не обошлось без попытки
развода на покупку какой-то «настоящей
антикварной» вещицы (то ли камень, то ли
керамика – я даже не запомнил), но в лавке,
куда нас привел наш гид, мы купили только
колокольчик (точнее – вереницу
колокольчиков). Колокольчик после
достаточно плотного торга стоил 13$, мы
выдали 30$ продавцу и экскурсоводу и, не
дожидаясь стонов о бакшише, вышли на улицу.
Кстати, стонов мы ждали зря – ни в Ливане, ни
в Сирии никаких «египетских» просьб о
дополнительной материальной помощи за
проделанную работу мы не встречали.
К достопримечательности за бензоколонкой нам пришлось вернуться еще раз (слона то мы и не приметили) – там располагается самый большой камень, приготовленный для строительства одного из храмов, но почему-то оставленный около каменоломни. В отличие от Evil2 (его отчет по Ливану (и не только) на http://www.duskrider.narod.ru/ ) мы сообразили, что фотографироваться надо рядом с камнем – что бы был виден масштаб.
Остатки храмового комплекса в Баальбеке потрясают воображение, хотя они, конечно, меньше египетских пирамид. Глядя на остатки храмов, простоявшие более 2000 лет и пережившие 5 (пять) сильнейших землетресений, меня мучает только 1 вопрос – а что останется для изучения потомками после нашего времени?
Двигаемся дальше на север, в сторону Hermel. Сначала дорога идет по бесконечной деревне, потом по не менее бесконечной степи, с 2 сторон которой продолжаются горы. Указатели только на арабском. Проскочив нужный поворот, а потом и второй, доезжаем до ливано-сирийской границы – страна Ливан оказывается еще меньше, чем мы думали. Ладно, возвращается немного назад, и таки поворачиваем на Hermel.
Вокруг первой достопримечательности – Хермельской пирамиды – мы ездили почти 40 минут. Она постоянно торчала у нас в левом окне, но подъезд к ней найти никак не удавалось. Наконец, сумев изобразить из Герца какое-то подобие джипа, нам удалось подъехать к самой пирамиде. Наверное, лучше бы мы этого не делали – если издалека эта «историческая загадка» смотрится, по крайней мере, величественно, то вблизи она явно теряется, превращаясь в простой монумент (хотя и довольно большой) какого-нибудь экспериментатора-кубиста, да и еще и расписанный местными любителями граффити.
Солнце начинает стремительно клониться к горизонту и мы решаем возвращаться – посещение каменного монастыря Мар Морона отменяется: нет ни времени, ни желания (после пирамиды), и, похоже, возможности (пирамида хотя бы стоит у дороги, а где расположен монастырь?).
Едем обратно. По дороге в долине Бекаа я несколько раз пытаюсь купить что-нибудь из атрибутики «Хезболлы» (говорят, у них здесь база) – безуспешно, даже «арафатками» местные лавки не торгуют. Заходим в одну из церквей, коих нам по дороге попалось несколько. Церковь маронитская, новодел, внутренне убранство – стекло и камень: стоя внутри непривычно смотреть наверх, где над головой виден стеклянный купол.
В Баальбек въезжаем уже в темноте, там включена подсветка храмового комплекса. Такое надо фотографировать хорошим фотоаппаратом: мало того, что «мыльница» не дает нормальное качество, так она еще и смазывает детали, а жаль.
Возвращаемся. Почти сразу после перевала (фонари освещения дороги на нем красного (!) цвета) заезжаем в ресторан. Пробуем хуммус (который на английском пишется как hommos или hommou) и зеленый салат, который здесь заправляют какой-то кислой приправой (да еще в салате присутствует щавель, так что кислотность блюда получается еще та). Хуммус нам очень понравился, хотя как мы выяснили в дальнейшем, готовят его очень по-разному. Поэтому совет: если вам не понравилось с первого раза, попробуйте его заказать в другом месте и тогда решите вкусно это или нет. Плотный ужин на 2 обходится меньше, чем 20$, несмотря на претензионность заведения.
Возвращаемся в Бейрут, еще раз останавливаемся у Голубиных скал, чтобы сфотографировать их ночью. Доехав до отеля, оставляем машину на стоянке около него и идем гулять по вечернему Бейруту. Хотели найти знаменитую улицу Хамра - не получилось. Сделав круг почета по центральной части города, вернулись к отелю.
В темноте город произвел на меня совершенно другое впечатление. С одной стороны – множество современных зданий и еще большее количество зданий строящихся, с другой – постоянные заборы строек с кучей строительного мусора вокруг, темные закоулки (и это в самом центре города) и, самое главное разрушенные или покореженные войной дома. Эти дома соседствуют с небоскребами, возвышающимися на набережной, и с элитным жильем в центре. Иногда им пытаются придать вид жилых – и тогда в наполовину разрушенном доме светиться одинокое окно (а может и вправду кто-нибудь живет). Они смотрят в темноту улиц пустыми глазницами окон. Иногда создается впечатление, что некоторые из этих домов оставлены специально для того, что бы пугать детей ужасами гражданской войны.
Хотя почему пугать? Как известно, кому война – а кому мать родна. Напротив шикарного дома (в 2 шагах от набережной), как раз около разрушенного дома-призрака, припаркован новенький Ламборджини …
Вообще автопарк в Ливане выглядит весьма пестро, примерно как у нас. Только вместо старых Запоров и Москвичей не менее старые Рено и Пежо, количество старых Мерседесов больше (потому что многие из них – такси), как и количество Поршей, а вот Жигулей и Волг совсем нет …
А вообще – то ли настроение в этот вечер было нет то, то ли звезды встали не так ... При внимательном рассмотрении оказалось, что вокруг нашего отеля с одной стороны пустырь, с другой – нежилые дома. Номер какой-то обшарпанный (хотя чего хотеть за 20 баксов?). И вообще.
В общем, утром встали, позавтракали, собрали вещи (бросили их в машину), расплатились и поехали. Собственно это уже начался
На предыдущую Домой На следующую