День третий.
С утра, позавтракав и упаковав вещи, отправляемся лицезреть местный «Archeaological site», вход в который расположен у подножья крепости крестоносцев. Аборигены (да и другие туристы, если таковые имеются) менее легки на подъем в воскресное утро: рынок абсолютно пуст, билетер путается со сдачей, народу нигде не видно (кроме двух неизвестно каким ветром занесенных сюда негров с франкоговорящим экскурсоводом).
В исторической части Библоса быстро ходить нельзя, да этого и не хочется. Только иногда мелькает мысль - а не заточка ли для туристов все это: крепость крестоносцев, древнегреческий амфитеатр, колодец (финикийский?), статуя неизвестного божества (возраст которой исчислению не поддается) … Неужели все эти сооружения собраны на одном маленьком пятачке их создателями? Каждый шаг по этой земле переносит вас то на 1000, то на 2000, а то и на 3000 лет назад…
За час, что мы гуляли по крепости и раскопкам, солнце успело спрятаться за пришедшие с севера тучи, черный цвет которых не оставлял сомнений в их намерениях.
Дождь начинается, когда мы добрались до Харисы. Оксана (страстная противница всяческих фуникулеров) пыталась сопротивляться, но я объяснил, что иной дороги вверх нет (на самом деле я слукавил – дорога есть, наверху было много авто, так что по голове от супруги я получил сразу). Про фуникулер, спроектированный архитектором-вуаяристом, в сети написано достаточно, я только приведу фотографии. Сама Хариса место, безусловно, интересное, но только не в дождь…
От Харисы двигаемся к Собачей реке. Под аккомпонимент дождя и забыв про малость всех местных расстояний доезжаем едва ли не до Бейрута – приходится разворачиваться. Зато так (по дороге из Бейрута в сторону Библоса) гораздо лучше видны указатели к достопримечательностям.
Собачья река совсем не впечатлила – может потому, что был дождь? Дейта Гротто – совсем наоборот. Меня (занимавшегося спелеологией 5 лет и повидавшего достаточно «натечных образований» (сталактитов, сталагмитов и сталагнатов) в самых разных видах) она поразила. Сравнить ее с чем-либо очень сложно, единственная приходящая на ум аналогия – это смесь крымской пещеры Эмине-Баир-Хосар (по количеству и красоте натечных образований) и Новоафонской пещеры (по объему и высоте залов).
Описанный у Мармыша грот Аль-Батия (пещера Св.Георгия) искали около часа. В итоге все оказалось довольно просто: в Каслике (район Джунии, там довольно много указателей) надо сразу съехать с трассы (идущей из Бейрута на север) как можно ближе к морю и двигаться по направлению к Библосу. Напротив уходящего в море мола с причалом для яхт небольшой парк (?), там собственно и расположен сабж. Местные, кстати, не очень реагировали на слова «Аль-Батия», на слова «церковь Св. Георгия» откликались гораздо охотнее.
Дождь идет не переставая. Нет, не поедем мы сегодня в Триполи: мы двинемся в сторону Дамаска – там, за горным хребтом, погода может быть получше, а все побережье явно залито дождем (осень, однако).
Двигаемся в Бейрут. Контора, где мы брали авто, закрыта – мы едем в единственную открытую контору «EuroCar»а в Бейруте. На одометре более 650 км пробега за 3 дня – служащий удивленно поднимает на нас глаза: «А где вы столько дорог нашли в Ливане?». Бензина в баке тоже мало, но этот вопрос решаем финансово.
Служащий конторы вежливо интересуется, куда мы собираемся дальше и, получив ответ «Дамаск», вызывается отвезти нас на автовокзал. Нашей радости нет предела, ибо дождь опять припустил, а улицы воскресным вечером выглядят довольно пустынно.
На вокзале таксисты не набрасываются на нас – они только галдят, а все переговоры с пассажирами ведет местный «смотрящий» (старший). Договариваемся за 15$ за двоих. (Кстати - автобусов в воскресный вечер на Дамаск нет.) Наши вещи забрасываются в «Крайслер» выпуска середины 70-х годов прошлого века с сирийскими номерами. Думаете раритет? Отнюдь, «американцев» схожего возраста на вокзале не меньше 2 десятков.
Ждать приходиться около получаса, и вот, наконец, наше авто забито под завязку: кроме нас в нем еще супружеская пара с 2 малыми детьми и молодой «фартовый» парень, расположившийся между мной и водителем (парень знает десяток слов на английском и несколько на русском: «Как дела?», «Я тебя хочу» и т.д.). Следом за нами едет авто с 4 американскими студентами. Может быть я неправильно понял, но, по-моему, они едут в Дамаск на учебу. С них за полное авто (к ним никого не подсаживают) снимают 60$.
Едем через перевал со знакомыми красными фонарями (см. выше – день первый). Не доезжая до границы, останавливаемся у какого-то обменника: «фартовый» меняет ливанские деньги на доллары (что-то около 5000$), я наоборот – меняю доллары (100$) на сирийские деньги (как потом оказалось – очень правильный поступок). Останавливаемся еще раз – попить кофе (здесь же нас догоняет авто с американцами – похоже, здесь останавливаются все таксисты). Еще одна остановка – водитель и фартовый парень покупают телефон, процедура растягивается минут на 20. В ознаменование покупки покупается пиво, которое пьется по дороге и парнем и водителем. Ехать с таксистом, пьющим пиво прямо за рулем, мне приходиться впервые. Ну ладно, не должен здоровый мужик запьянеть с бутылки пива.
Приезжаем на границу. С ливанской стороны – никаких вопросов, мне ставят штампы и в мой паспорт и в паспорт Оксаны (она из авто не выходит). С сирийской стороны – вобщем-то тоже: я несу 2 паспорта к офицеру, сам заполняю оба визовых бланка (каждый в 2 экземплярах). Офицер готов поставить визы в паспорта, но есть проблема: у него нет сдачи со 100$ купюры, а обменник закрыт. Тут появляется наш водитель (он видел, что я менял доллары на сирийские фунты – местные называют их сури), который уговаривает офицера взять плату за визу с меня не долларами, а местной валютой (хотя плакат на стене говорит об обратном) – вот где пригодились 2200 сури из тех 5300, что я получил в обменнике. Кстати, курс в обменнике на границе немного хуже – 51 сури за доллар.
В итоге визы на себя и на супругу я получил без проблем. Попутно выяснилось, что наш водитель серьезно пьян: заплетающийся язык и нетвердая походка не оставляли в этом сомнений. Правда, похоже, я был единственным человеком, кого это хоть как-то волновало. Я не могу понять: таможенники, пограничники, офицеры визовой службы – они привыкли к тому, что водители автомобилей пьяны? Или в Сирии так принято?
Времени на размышления у меня было немного, ибо до Дамаска по пустому автобану мы доехали быстро. В отличие от Ливана в Сирии строго соблюдают сигналы светофора – это сразу бросилось в глаза. Окраины Дамаска в темноте напомнили мне спальные районы Питера: те же бетонные коробки, очень уныло смотрящиеся, особенно под моросящим дождем.
Водитель выгрузил нас в центре города у автовокзала. Где-то рядом должны быть гостиницы: LP уверяет, что их здесь море. Надо только спокойно разобраться с картой – для этого подойдет кафе, где можно спокойно сесть и в тепле и светле во всем разобраться.
Кафе, где можно было бы посидеть, мы искали без малого полчаса. Кафе, где наливают кофе, было довольно много, но мест для сидения в них замечено не было. Это какая-то национальная особенность – мы столкнулись с ней позже еще не раз. Но тогда нам было не до национальных особенностей - нам срочно нужна была гостиница: мало того, что дождь уже основательно надоел нам, так еще у Оксаны промокли ноги. Выйти на обозначенные в путеводителе улицы никак не получалось. Немногочисленное местное население заслышав английский язык улыбалось, но дальше этого дело не шло. Конечно, можно было махнуть рукой и остановить первое попавшееся такси, но это было бы неспортивно. Мы пошли иным путем.
Мы просто остановились под маленьким навесом около закрытого магазина. Достали сухую обувь Оксане и фонарик мне – Оксана начала переобуваться, я стал внимательно изучать LP. И тут случилось чудо.
Из-за угла дома вышел мужчина средних лет. «Hello!» - поприветствовал он нас. «Can you help me?» - если честно, я спросил это автоматически, вероятность положительного ответа была ничтожно мала. «Yes» - спокойно произнес мужчина. Через минуту я знал, что до железнодорожного вокзала нам идти метров 300, что в радиусе 300 метров от него расположено около 10 отелей, что старый город совсем рядом, что… Собственно важным была информация об отелях – дальше мы как-нибудь разберемся сами. «Thank you» - сказал я ему. «Welcome to Syria» - ответил мужчина и скрылся за тем же самым углом, из-за которого он показался пару минут назад.
Может быть, это происки сирийских спецслужб?
Блин, какая чушь может прийти в голову человеку, если его целый день поливать дождем.
Минут через 5 мы входили в фойе отеля «Султан». Собственно мы не входили туда, а выходили из лифа, ибо отель занимает этажи со 2 по 5 обычного жилого дома, и что бы попасть в фойе надо доехать на лифте до 2 этажа.
Номер можно было не смотреть – мы согласились бы, наверное, на любой, лишь бы он был сухой. Точно выверенная руководством отеля цена в 31$ за дабл-рум включала в себя завтраки (возможность торга была пресечена на корню).
Через 20 минут, обсохнув и придя в себя, мы поняли, что: 1) мы готовы к осмотру города; 2) мы голодны. Собственно, что было 1, а что 2 совсем не важно, но и 1 и 2 присутствовало.
От отеля дот цитадели было метров 600. На этом пути нам попались как минимум 4 отеля и один банкомат. Этот момент мы оценили много позже – этот банкомат оказался единственным, встреченным нами за все время путешествия по Сирии.
Рынок, конечно, был закрыт - собственно не сам рынок, а все лавки на нем, хотя около лавок местные жители пытались торговать каким-то барахлишком. Вышли из рынка – и напротив памятника Салах-ад-Дину (победитель крестоносцев, по виду и форме одежды – чистый Добрыня Никитич) свернули вглубь квартала. Кафе с 3 звездочками на фасаде нашлось сразу: ужин обошелся нам в 12$, доесть его мы не смогли – количество закусок было каким-то несметным, мы с трудом дожили до горячего. Идя к отелю обнаружили, что в LP отраженно не более трети имеющихся в центре города отелей: вывески попадались на каждом шагу.
День получился каким-то длинным и, добравшись до отеля, мы моментально уснули под звуки непрекращающегося за окнами дождя.
На предыдущую Домой На следующую